Защити себя сам: как проверить контрагента
Содержание
Оценка делового партнера, с которым будет заключаться соглашение — один из основополагающих столпов бизнеса. Проверить себя и контрагента, уйти от ловушки фирмы-однодневки, установить недобросовестность партнера: все это возможно при последовательном, точном подходе к проверке.
Предварительный сбор информации
Работа по оценке благонадежности начинается с первоначального сбора данных в открытых источниках.
Электронная проверка
Получить информацию о существовании компании можно на
Там же вы можете
В соответствии с правилами регистрации юридических лиц, фирма или индивидуальный предприниматель не могут вести деятельность без соответствующей записи в реестре. Отсутствие данных на сайте ФНС может быть признаком недобросовестности контрагента или мошенничества.
Анализ отчетности и баланса
Для оценки динамики развития делового партнера возможно исследовать его баланс на последнюю дату отчета. Эту информацию можно запросить как у самого контрагента, так и получить через официальные источники на сайте
Статистика по балансу отвечает сразу на несколько вопросов:
- Сдает ли фирма отчетность?
- Ведет ли контрагент хозяйственную деятельность?
- Какова сумма средств, которыми располагает организация?
Например, близкие к нулю активы, минимальный уставной капитал и крупные обязательства перед финансовыми организациями еще не говорят о недобросовестности фирмы, но явно о ней намекают.
Сайт ФНС также
Дополнительные данные
Помимо сбора основной информации, компании нужно приложить максимум усилий для определения порядочности контрагента. Это будет полезно и в случае судебного разбирательства — налоговики считают, что при недостаточном контроле деловых партнеров, часть вины за потери лежит и на вас. ФНС в письме от 27.03.2017 требует от организаций выполнять следующие действия:
- осуществление личных контактов с руководством при обсуждении условий и подписании документов строго рекомендуется;
- необходимо подтверждать полномочия лица, подписывающего контракт, а также требовать от него копию удостоверения личности;
- знать о реальном местонахождении партнера, а так же о локации ее основных активов;
- иметь информацию о важных дополнительных лицензиях (например, медицинской от Роспотребнадзора в случае поставки медтехники);
- иметь подтвержденную информацию о наличии технических средств, необходимых для выполнения работ;
- быть осведомленным о положении на рынке, других его участниках, разбросе цен на товары и услуги.
Сведения о деятельности компании
После проверки лежащих на поверхности данных, следующим шагом будет оценка деятельности организации. Фирмы-однодневки используют ряд трюков для упрощения и удешевления работы, по которым их можно отличить от нормальных компаний.
Проверка адреса регистрации
Одним из таких трюков будет регистрация в «общих» местах. Наверное, в каждом городе есть бизнес-центр или крупное здание, в котором зарегистрирована половина ООО. Само по себе это еще ни о чем не говорит — мелкий бизнес без необходимости в постоянном офисе делает так постоянно, чтобы снизить расходы. Для средней или крупной компании офис в таком месте должен стать сигналом для более глубокой проверки и личного посещения.
Министерство финансов активно борется с массовыми адресами, выпустив 14 ноября 2017 года письмо с предупреждением, в котором пояснил о возможности отказа в регистрации при подозрении на недостоверность данных. Налоговая ужесточила проверки, рассылая письма с требованием подтвердить местоположение.
В теории, фактический и юридический адрес также должен совпадать. На практике это неверно для четырех из пяти российских компаний. Тем не менее, начиная со среднего бизнеса с несколькими филиалами, отсутствие офиса по юридическому адресу может быть основанием для подозрений.
Личная оценка
Важным этапом проверки будет личное посещение контрагента. Это позволит не только переговорить со всеми ответственными лицами, но и оценить внешний вид офиса, взглянуть на место работы сотрудников, пообщаться с соседями.
Хорошим вариантом станет посещение офиса инкогнито перед окончательным выбором, под видом покупателя. Такой визит поможет понять, как партнер относится к своим клиентам, сильно ли он нуждается в деньгах, как работают бизнес-процессы в его компании и насколько компетентны его сотрудники.
Полученные госконтракты
Обычно, полученный госконтракт говорит о надежности, низких ценах работы и соответствию формальным требованиям. Каждый конкретный случай уникален и зависит от общей ситуации в регионе/отрасли, но в целом можно сказать, что компании с большим количеством госконтрактов реже проваливают заказы и ответственно относятся к совместной работе. Получить информацию о количестве госзаказов у фирмы возможно
Нарушения законодательства и арбитражные дела
Одним из ключевых аспектов репутации организации является ее работа по конфликтным вопросам. Обязательно запросите у налоговой информацию по уплате налогов контрагентом. Не ждите на него ответа: налоговая предоставляет эти данные по собственному усмотрению (чаще нет, чем да), но в случае конфликта это заказное письмо с уведомлением о вручении сыграет на вашей стороне в суде.
Узнайте о арбитражных спорах, которые проводились в отношении контрагента. Это можно сделать
Обязательно проверьте типичность споров с клиентами — если организация постоянно ведет однотипные тяжбы, это может быть свидетельством ошибок или специально расставленных в контракте ловушках. В случае большого количества жалоб, проведите консультацию с юристом, специализирующимся на вашей тематике.
Важно, что арбитраж устанавливает объем средств, которым оперирует компания в целом. Это может помочь для оценки платежеспособности контрагента и его возможностях оказать услугу.
Оценка руководящего персонала
Помимо оценки самой компании, будет полезно собрать открытую информацию по текущему руководителю контрагента, ее учредителям и основным акционерам. Избегайте организаций с «зицпредседателями» — директорами или владельцами, которые одновременно управляют десятком фирм. Аффиляция руководителя проверяется в
На этом же сайте нужно проверить все руководство контрагента на вхождение в черный,
Требуйте документальное подтверждение полномочий человека, подписывающего документы. Нередки случаи мошенничества, когда документы заверял человек, официально числящийся уборщиком или водителем. В качестве такого подтверждения может выступать доверенность, подписанная от имени компании владельцем или директором фирмы. Обязательно требуйте паспорт, даже если представитель вам знаком — малейшие расхождения могут сделать договор из документа бесполезной бумагой.
Завершение сделки
Будьте внимательны при подписывании договора, следуя рекомендациям Минфина:
- побуквенно проверяйте адрес, указанный в документах;
- проверьте всю документацию с помощью юриста на непротиворечивость и соответствие законам страны;
- подписи на документах должны быть единообразными, избегайте ситуаций, в которых документы со стороны контрагента подписывают несколько человек в разное время.
Собранная информация по заключению сделки и сопутствующих обстоятельствах (где, когда, кто присутствовал, кто был ответственен за переговоры и передавал груз, etc) может помочь в случае конфликта и передачи дела в суд.